Эко-детсад «Улей» с линейным фасадом из архетипичных объемов
Дошкольное учреждение «Улей» (La Ruche), проект которого разработан архитектурной фирмой TRACKS, построено в 2018 году в историческом городке Пертес-ан-Гатине, департамент Сиена и Марна, регион Иль-де-Франс, Франция. Новый детский сад, являющийся частью центра общественных объектов городка, построен на месте временного детсада, построенного в 1970-е годы. Проект был вдохновлен архитектурным профилем исторического центра города и реализован всего за 10 месяцев.
Расположение детского сада в городе, который является частью регионального национального парка (PNRGF), требовало соблюдения определенных правил и ограничений, и прежде всего, связанных с выполнением требований к созданию экологичного объекта. Перед архитекторами стояла непростая задача – вписать здание в парк, не нарушив его природного ландшафта, и создав, при этом, современное функциональное пространство, комфортное для пребывания детей младшего возраста.
Детсад расположен в зеленой пешеходной зоне города, в непосредственной близости от ратуши и ее площади, многофункционального зала и начальной школы. Его дизайн имеет непосредственную связь с простыми геометрическими формами, типичными для местной архитектуры. Здание простирается с запада на восток параллельно дорожке, ведущей к детской площадке. Его линейный фасад представляет собой последовательность зубчатых фронтонов, образованных 15 небольшими деревянными объемами с двускатными остроконечными крышами, напоминающими игрушечные домики. Такие хижины обычно рисуют дети, они ассоциируются у них с уютным и надежным убежищем. Дизайн экстерьера прекрасно вписывается в окружающий ландшафт и идеально соответствует масштабу маленьких детей. Изысканная и, в то же время, простая форма, излучает домашнее тепло и гостеприимство и способствует развитию детского воображения.
Все деревянные домики соединены между собой в одну архитектурную композицию площадью 1028 квадратных метров. Архетипичные объемы имеют деревянный каркас и деревянную обшивку из древесины лиственницы приятного медового цвета. С одной стороны здания фасады имеют наклонную укладку деревянных досок, с другой – вертикальную, что создает интересную геометрическую игру и делает экстерьер особенно динамичным. Крыши покрыты оцинкованным листом, в которые встроены световые люки.
Адаптированные к определенным программам, объемы отличаются высотой и шириной. Некоторые из них имеют открытую конструкцию с полупрозрачной крышей, но все они открыты внутреннему двору. Большие панорамные окна и стеклянные двери наполняют помещения достаточным количеством естественного света и обеспечивают постоянную визуальную связь между интерьером и экстерьером. Еще один источник естественного света – мансардные окна на скатных крышах. Каждый объем имеет прямой выход на игровую площадку через стеклянные двери. Для быстрой ориентации и идентификации помещений на фронтоне каждого домика изображен символ какого-нибудь насекомого.
Все объемы связаны между собой коридором, который проходит параллельно заднему фасаду. В интерьере, как и в экстерьере, доминирует натуральное дерево. Из него выполнены оконные рамы, двери и большая часть внутренней отделки, среди которой деревянные полы и внутренняя отделка крыши с деревянными панелями с сердцевиной из минеральной ваты, которые обеспечивают высокий акустический комфорт внутри помещений. Все помещения спроектированы с учетом масштабов раннего детства и отличаются большим количеством естественного света и приятной светлой цветовой палитрой с яркими жизнерадостными вкраплениями.
Проект также включает дровяной котел, работающий на биомассе, который питает несколько муниципальных объектов, в том числе начальную школу Тиллеул и сельскую ратушу.
Двор состоит из большого пространства, позволяющего организовать различные виды занятий на свежем воздухе. Для удобства детей и улучшения условий жизни деревьев его периферийные участки покрыты древесной щепой BRF, которая поступает от местной лесозаготовительной компании. Во дворе разбит учебный сад и оборудован бассейн для сбора дождевой воды. Дети учатся сажать и ухаживать за растениями, наблюдают за природой, что способствует их экологическому воспитанию.